Поиск по этому блогу

пятница, 18 февраля 2011 г.

Святая Анна Степановна


 
Далеко не каждый может похвастать тем, что у него в родственниках настоящий святой. Причем, не в переносном смысле, а самом прямом — человек, официально причисленный Церковью к лику святых. В моем роду есть такой.
 
Анна Степановна — тетка моего деда, родилась в 1907 году. Всю сознательную жизнь прожила в большом селе Дон-Избищи. В исторической справке сказано, что к тому времени там  было уже 160 дворов и 1257 жителей, а в 1926 году -  количество дворов увеличилось на 83, в то время как жителей стало меньше на 145 человек. Мужиков покосили  войны и революции, детей и женщин — тиф и голод, но жизнь продолжалась. Центром духовной жизни до 1930 года оставался храм. Такой конкуренции местный сельсовет простить не мог.


Из обвинительного приговора от 28.07.1940: "активная церковница, участница контрреволюционной группировки церковников, антисоветская агитация,восхваляла жизнь дореволюционной России, распространяла контрреволюционную клевету о колхозах и жизни колхозников".
Я случайно наткнулся в интернете на материалы по делу Анны Степановны. Никто из родственников никогда о ней не вспоминал. С расспросами я направился к самому старшему в роду - брату моего деда. Новость о том, что его родная тетя признана святой не обрадовала. Он напрягся: «Да, была такая... Про меж нами говорили, что она сумасшедшая и сектантка... У нее, между прочим, остались двое детей (с обидой) — Маша и Глаша».

Из материалов уголовного дела: « В 1938 году привлекалась по обвинению в агитации против выборов в Верховный Совет. Приговор - 3 месяца лишения свободы, ввиду наличия малых детей наказание заменено штрафом 100 руб. Штраф 100 руб. уплатила».

Гуманизм советского суда известен всем. Даже странно, что еще в 1938-м Анну Степановну не поставили к стенке, а детей не отправили в интернат для отпрысков врагов народа. Ведь обвинение то какое серьезное... Это в наше время власти хватает декоративной легитимности и порог явки отменен. Тогда, прийти и проголосовать за единственно верного из списка единственно верных кандидатов было почти таинством - приобщением к режиму, жертвоприношением, знаком лояльности, исповеданием веры в светлое коммунистическое завтра... Те, кто не проходил этот экзамен на покорность, подлежал «исправлению», благо система ГУЛАГа была уже отлажена.

В 1930 году был арестован уроженец и житель Донских Избищ, священник Александр Андреевич Кринов, 1875 г.р. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.03.30 по статье 58-10 он был приговорен к 10 годам лишения свободы. На глазах у местных жителей закрыли и порушили Преображенскую церковь. Прихожане, в том числе Анна Степановна, стали собираться для молитвы на дому. Как это расценили впоследствии власти, она "с 1933г. примкнула к кружку сектантов". Муж — Яков Дмитриевич, не понимал увлечений супруги. Развестись для него было безопасней. Так и сделали.


Брат моего деда рассказал, что Анну Степановну взяли на месте преступления: «НКВДешники окружили дом, в котором собирались верующие и всех повязали. Обе дочки Анны Степановны были с ней, она успела их вытолкнуть в окно. Дети спрятались в лопухах, поэтому избежали ареста. Всех участников молитвы увезли в райцентр». Это случилось 18 июля 1940 года. Яков Дмитриевич ездил в Лебедянь, обращался в районный ОГПУ, ему сказали, что его бывшая жена — враг народа, расстреляна и лучше тебе ее забыть. Маше тогда было десять лет, а Глаше — всего пять.

На самом деле, Анна Степановна была жива. Отбывала наказание в тюрьме города Данкова, а затем самый гуманный в мире суд приговорил «церковницу» к десяти годам карагандинских лагерей. А через год, видимо, тот же гуманизм заставил членов постоянной сессии Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД изменить приговор на звучное слово  «расстрел» 29 сентября 1941 года. Приговор привели в исполнение в 1942.  Место погребения неизвестно.


Якова Дмитриевича отправили на фронт, девочек — в детдом. После войны он нашел их и забрал. Говорят, они сначала попытались обосноваться в Куйбышеве (Самаре), а потом переехали в подмосковный Дмитров. Жизнь была трудной,   Пелагея тяжело болела. Последнее место жительства — Саратов. Это все, что я знаю об этой семье. Я пытался их найти. Моя тетка дала их телефон в Саратове, но он не ответил. Либо номер не тот, либо они там больше не живут.

Почти вся семья моего деда бежала после войны из тех мест. Переехали, перевернули страницу, начали новую жизнь. И они не единственные, кто свел счеты с прошлым таким образом. Теперь мне понятно, почему родственники до сих пор не любят говорить  об этом. Они видели своими глазами, как анкетные данные ломали судьбы, а клеймо «враг народа» или «сын врага» уничтожало даже самых сильных и талантливых. 
Забыть о себе, своих корнях, своих родственниках было безопасней.

Политическая система сменилась, а страх остался. Ведь по сути все осталось по прежнему. Палачи живут в одном пространстве со своими жертвами, перебирают медальки, мерятся пенсиями и почестями. Им не грозит трибунал, как бывшим эсэсовцам. Они — новые герои репортажей и фильмов о войне и послевоенной истории страны. Виноватыми считают судьбу, жребий, карму, Родину, которая подобно Ваалу, пожирает своих детей. Те, кто служил в репрессивной системе СССР могут гордиться своей работой. Они качественно выполнили приказы, даже с лихвой. Сегодня эти деревни сильно обезлюдили, а некоторые исчезли вообще. Как сообщали «Лебедянские вести», по состоянию на 1 января 1997, в самом селе Дон-Избищи оставалось 109 дворов и проживало 236 жителей.

История подлинная, а потому в ней нет черного и белого. Сплошные полутона, туман и морозь... В остатке больше вопросов, чем ответов. Как относиться к поступку Анны Степановны? Героизм или безумие в условиях террора оставаться верной себе и своим взглядам? Святость или гордыня привела ее к расстрельной стенке? Что дороже - любовь к Богу или любовь к детям? Как бы я повел себя в подобной ситуации, ведь я не Павка Корчагин и не Иисус Христос... Анна Степановна, вероятно, ответы на эти вопросы знала. Ей последнее слово в этой истории.

 
Из  показаний на допросе:
"Я состояла в колхозе, из которого вышла 4 года назад. Вышла потому, что колхозы и поступки колхозников безбожные: работа в праздники, разрушение церквей. На выборы не ходила, за антихристов голосовать не хочу, а голосовала за Господа Иисуса Христа. Перепись не проходила, потому что в антихристовы книги писаться не хочу. К Советской власти у меня злобы нет, но я иду против дел Советской власти. Дочку не пускала в советскую школу, т.к. там не учат Закону Божиему... Я против власти потому, что советская власть - против Христа..."

 В 2000 году Собор Русской Православной Церкви причислил Анну Степановну к лику святых. Памятный день новомучеников и исповедников Российских - 29 декабря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий