Поиск по этому блогу

пятница, 18 ноября 2011 г.

Моя география: Вице - Смильтон


Вице-Смильтон (Вице-Смильтэнэ) – точка на карте, пульсирующая кровью, харкающая воспоминаниями, гибнущая в зловонии лжи, тонущая в российском черноземе, исчезающая в наступающих русских лесах и бездорожье. Двадцать избушек, пятнадцать жителей и история сотен людей, имена которых уже никто не вспомнит. Одно имя – связующая нить  поколений – Эмилия Беркман. Она помнит, она заплачет, и ее слезы все расскажут. 

Бабушка Эмма умывает эту землю каждое утро и вечер. Молитвами. Сто лет – тысячи бед, миллионы воспоминаний. Простить – да, забыть – никогда: благословение и проклятие. Могильные холмики. Над ними кресты -  печати на книгах нечитанных. Люди, лица, голоса… Огонь, вода, ветер и  детские считалочки.  

Колокольный звон из села соседнего Трубичино. Святостью отдает по округе. Тишиной.  В Смильтоне спешат. В руках сборники песен и Евангелия.  1907 год. Старшая сестра принимает крещение. Крутой берег пруда, как амфитеатр. Всем видно, всем удобно. Крестьяне выглядят не по-крестьянски. Дамы в платьях с креналином, мужчины в камзолах и шляпах – по последней моде, не хуже городских. Над гладью воды звучит «обещаю Богу  служить доброй совестью». 

Лет сорок назад они приехали сюда из далекой Латвии – жить, осваивать волжские просторы. Царь пообещал подъемные, землю, освобождение от рекрутской повинности, свободу вероисповедания. Не обманул. Они отстроили хутора, возвели Дом Молитвы, миссионеры отправились в Сызрань и  в Самару. Там растут новые  церкви евангельских христиан. А здесь каждый день каторжный труд на полях, а вечерами хороводы, посиделки и песни – сплошь духовные.   

Золотое время в грош обратилось, полушкой упало под стол. Терзают вороны живых, мертвые верховодят нынче. Бабушка Эмма идет по полю, не останавливается. Вот он  - невидимый перекресток. Здесь стояла церковь, здесь был амбар, здесь дом пастора.  А потом воронки, аресты, расстрелы, коллективизация, индустриализация и прочая «ция». Мутный колодец – все, что осталось от источника чистой воды и  лужа – от пруда крещения.  

Вожди, палачи, спасители и обыватели… Что сделали мы с этой землей? Кому замолить грехи, кому нас омыть слезами. Эмилия Беркман вошла в невидимый храм незаметно для всех. Ей снова шесть лет:  кружевное платьице, ленты в волосах и детский смех.  Она впервые читает стихи перед прихожанами в молитвенном доме. Вице-Смильтон  опять вместе, все в сборе, сидят на церковных лавках и поют «Великий Бог». Вот только Россия осталась  без Вице-Смильтона. С карты страны исчезла еще одна деревушка, каких тысячи исчезают каждый год. Навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий