Поиск по этому блогу

среда, 2 марта 2011 г.

Хомо вещизмус


Самыми ценными из семейных реликвий для меня являются: фотокопия иконки, которая принадлежала моей прабабке; ордена и медали деда; рушник мамы, вышитый специально ко дню моей свадьбы и семейные фотографии, самая старая из которых запечатлела прадеда в буденовке. Никакого другого антиквариата моя семья не скопила. Революции и войны все прибрали.

Интересно, по каким предметам будущие поколения будут нас изучать, какие вещи из всего этого хлама они запишут в произведения искусства, образчики культуры первой половины 21 века? Если воспользуемся дырой во времени и пространстве, на витрине антикварной лавки века 22-го мы увидим: материнские платы от старых компов, китайский ширпотреб и мебель Икея. Старьевщик с важным видом будет вещать: этот стол из чистого ДСП, предположительно, относится к периоду конца 20-го начала 21 века. Таких выпустили всего пару миллионов, а осталось всего три десятка,  так как все остальные развалились в первое десятилетие службы. Да - ответит клиент - тогда умели делать, не то что сейчас, все сплошная химия, а надежности хватает на год. И с дрожащими руками проведет по изъеденной временем поверхности крышки журнального столика.

Я почти уверен, что жители 18 века с подобной иронией относились к вещам своей эпохи. Смутно догадывались, если догадывались вообще, что их век станет ассоциироваться с мебелью в стиле английского барокко или бронзой в стиле французского ампира. Они просто жили, а статуэтки, табакерки, лавочки и буфеты были рядом, "дышали" тем же воздухом, впитывали атмосферу, чтобы молчаливо, одним своим видом рассказать нам о прошлом.

Иногда я захожу в антикварный магазин или на "блошиный рынок", чтобы просто побыть рядом с этими вещественными слугами времени, посмотреть на них, а если повезет, подержать в руках. Мне даже не обязательно, что-то покупать. Когда я прикасаюсь к ним, мне чудится, что между мною и людьми, которые держали эту вещь много лет назад, устанавливается невидимая связь. Я как бы подчеркиваю свое уважение к тем, кто жил до меня, к Богу, который через этих людей дал жизнь и мне грешному. Ведь мы все через шесть поколений - родственники, во всяком случае так
утверждает наука.

В какой то мере, именно человек - это самый ценный, уникальный и хрупкий предмет старины. В нас - опыт тысячелетий. Посмотрите в зеркало, без труда вы обнаружите, как оттуда вам хитро улыбается Чингизхан, скажите слово - вы услышите речь Гильгамеша - шумерского царя, а если приглядитесь, поймете, вы - Адам и Ева, с которых все началось... Так что, берегите себя и друг друга. Более ценного антиквариата не найти.

А может вся эта антикваромания - всего лишь какая-то болезнь и бред. Я  почти уверен, что это так. Но оставим мои диагнозы светилам медицины, им будет, чем заняться на досуге. Я же намерен на днях снова заглянуть к старьевщикам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий